Киста зуба – капсула, заполненная жидкостью из остатков эпителиальных клеток и бактерий. Полостное образование располагается в непосредственной близости с корнем зуба. Причиной развития заболевания являются бактерии, проникшие через корневой канал. Организм пациента включает защитные механизмы, которые стараются отделить источник инфекции от здоровых тканей, окружая его капсулой из соединительной ткани. Диаметр кист от 1 мм до 2 см. Гранулемы – полости менее 5 мм, не имеющие капсулы. Контуры трудно различимы на рентгеновских снимках. По прошествии времени кисты могут увеличиваться в размерах, начинаются воспалительные процессы. Причиной может стать ослабление иммунной системы. Заболевание может быть диагностировано как у взрослых, так и у детей.

По типу кист можно выделить 3 основных видов.
  • Радикулярная. Располагаются возле корня зуба. Появляется вследствие нелеченого периодонтита. На начальном этапе пациент может даже и не догадываться о наличии кисты. Однако если начался воспалительный процесс не стоит затягивать с визитом к стоматологу.
  • Резидуальная. Появляется после неграмотно проведенного удаления зуба (несоблюдение правил удаления, в десне остался кусок корня). Трудно поддается диагностике, так как при проведении рентгенографии на снимке ее можно перепутать с опухолью. При врачебной ошибке возможен вариант, что частица капсулы останется в десне, что чревато повторным развитием проблемы.
  • Кисты, появляющиеся из-за возникновения нарушений при прорезывании молочных и коренных зубов. Киста может поразить любой зуб. Чаще всего поражаются первые резцы, восьмерки (зубы мудрости), зубы, расположенные в гайморовой пазухе.
Причины развития кисты зуба В большинстве случаев причиной развития кисты зуба является запущенный кариес. При несвоевременном обращении к врачу в кариозную полость попадает инфекция, которая и провоцирует развитие кисты. Также к причинам развития заболевания можно отнести:
  • травмирование зубов и челюсти;
  • пороки развития зубов;
  • несоблюдение правил при протезировании зубов;
  • врачебные ошибки, допущенные при лечении корневых каналов;
  • инфекционные заболевания ротовой полости (ринит, тонзиллит);
  • несвоевременное лечение пародонтита, периодонтита, периостита;
  • возникновении проблем при прорезывании зубов;
  • вредные привычки.
Несвоевременное обращение к стоматологу может привести к прорыву кисты. Содержимое капсулы попадая в кровь может спровоцировать серьезные проблемы.

Симптоматика

Кисты большого размера диагностируются визуально по наличии небольшой припухлости на десне. Однако на начальной стадии заболевание трудно поддается диагностике и его легко спутать с другими проблемами в стоматологии. Один из симптомов – ощущение дискомфорта при надавливании на десну возле пораженного зуба. Также к ранним признакам, свидетельствующим о развитии проблемы можно отнести:

• появление отечности;
  • появление синюшности или покраснений слизистой оболочки вокруг зуба;
  • изменение цвета эмали пораженного зуба (причина – нарушение питания ткани);
  • появление неприятного запаха изо рта;
  • ощущение чувства тяжести или распирания десны в месте поражения;
  • появление дискомфорта при пережевывании пищи.
Однако на подобную симптоматику большинство пациентов не обращают внимания. Заболевание может быть диагностировано лишь при посещении стоматолога при рентгенологическом обследовании. Не стоит затягивать с посещением стоматолога если:
  • появились болевые ощущения при пережевывании пищи;
  • ощущается боль при надавливании на зуб;
  • чувствуется ноющая боль в районе воспаления;
  • появился отек на десне;
  • видна значительная припухлость на щеке;
  • ощущается вкус гноя во рту.
Эти симптомы свидетельствуют о то, что образование полностью развилось. При несвоевременно оказанном лечении возможен прорыв кисты. Гной выходит наружу, в месте полости образовывается сквозная дыра (свищ).

Лечение

Эффективного лечения можно достичь на начальном этапе развития заболевания. Запущенность болезни может стать причиной развития воспалительного процесса. В запущенны случаях происходит оголение шейки зуба. Зуб начинает шататься, десна кровоточит. Болевые ощущения слабо локализованы. Тянущего характера. Не снимаются при помощи анальгетиков. У больного наблюдается повышение температуры тела, увеличиваются лимфоузлы, чувствуется слабость. Если киста образуется в придаточных пазухах больного могут начать беспокоить головные боли. Ранее единственным способом лечения было удаление зуба. Однако развитие современных технологий позволяет в большинстве случаев сохранить зуб.

Зуб удаляется по следующим показаниям:
  • наличие повреждений корня зуба;
  • непроходимость корневых каналов;
  • пародонтальный карман;
  • разрушение коронки.

Лечение с сохранением зуба

Лечение без удаления используется при кистах размеров менее 8 мм и при условии, что к месту дислокации кисты можно добраться через каналы. В зубе проделывается отверстие, откачивается скопившийся гной, каналы дезинфицируются и закрываются временной пломбой. Только после полного заживления полости зуб закрывается постоянной пломбой. При хирургическом вмешательстве образование удаляется через разрез в десне и пробивании костной ткани. Операция проводится под местным обезболивающим. В случае если образование имеет большой размер может потребоваться введение общего наркоза. Врачи нашей стоматологии имеют достаточную квалификацию и опыт для лечения и удаления даже самых сложных кист. В своей работе мы применяем новейшее оборудование и качественные материалы. Мы заботимся о здоровье наших пациентов. Записаться на прием к врачу можно по телефонам или через форму на сайте компании.